Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Корова

Рамана Махариши жил в Южной Индии на горе Аринахал. Он был не очень образованным. В семнадцать лет он ушел в горы в поисках Истины и медитировал там несколько лет, постоянно задавая себе вопрос: "Кто я?" Когда он познал, люди потянулись к нему отовсюду. Он был очень немногословным, тихим человеком. Люди приходили к нему для того, чтобы вкусить его тишины, просто посидеть в его присутствии. Все приходившие наблюдали одно поистине чудесное явление: всякий раз, когда он выходил на веранду к людям, которые хотели посидеть с ним в безмолвии, приходила и корова, всегда без малейшего опоздания, точно вовремя. Она присутствовала до тех пор, пока все не расходились. А когда Рамана возвращался в свою комнату, корова подходила к окну и заглядывала внутрь, чтобы попрощаться с ним. Он гладил её морду, хлопал её по шее и говорил:

- Ну, всё уже, иди!

И она уходила.

Это происходило каждый день, без перерывов, четыре года подряд. Люди очень этому удивлялись:

- Что это за корова такая?

И вот однажды она не пришла. Рамана сказал:

- Она, наверное, попала в беду. Я должен пойти поискать её.

На улице было холодно: сильные порывы ветра с дождём. Люди пытались удержать его, но он пошёл и, действительно, нашёл корову недалеко от своего дома. Поскольку корова была уже немолодая, она поскользнулась и упала в канаву. Рамана спустился к ней и сел рядом. На глазах у коровы появились слёзы. Она положила голову ему на колени, он гладил её морду… Он просидел так, пока она не умерла.

В память о той корове индусы построили храм на этом месте, со статуей коровы внутри.

 

Король и бедняк

Холодной зимней ночью король лежал в своей тёплой постели во дворце, но его очень беспокоили проблемы королевства. А когда кому-то что-то болит, он не может уснуть, и навязчивые мысли ещё сильнее беспокоят его.

В полночь король всё ещё не спал. Он выбрался из постели и стал бродить по комнате, затем открыл окно и увидел на противоположной стороне дороги человека, сидящего около печи, которую использовал в течение дня булочник. Человек надеялся погреться у остывающей печи. Он сидел, закутавшись маленьким одеялом, пытаясь таким образом провести холодную ночь.

Король подумал: "Этот человек, должно быть, по-настоящему страдает ночью, если даже я чувствую себя плохо в своей тёплой постели. Сможет ли он провести ночь в таком ужасном состоянии на улице около печи, которая могла остыть после полуночи?"

На следующий день он вызвал этого человека и спросил, как он провёл ночь. Тогда этот человек шутливо ответил королю:

- Часть ночи я провёл точно так же, как вы, а другую часть ночи в гораздо лучших условиях, чем вы.

Король удивился:

- Как это возможно?

Бедняк ответил:

- В то время пока вы, ваше величество, не спали и беспокоились о столь многих вещах, я наслаждался общением с моим Отцом Богом. Я покинул тело и радовался, находясь в Царстве Божием. В таком состоянии тело не чувствует холода.

Говорят, что король научился наслаждаться точно так же. И таким путём он обнаружил, что они равны. Так спал бедняк и так же спал король: король даже не знал, находится ли он во дворце в тёплой постели; а бедняк не знал, что он лежит вне дома, на земле, с одним лишь одеялом. Тогда и только тогда они были равны друг другу.

 

Король и конские яблоки

Тот, кто осуждает меня, кто злословит обо мне, тот мой самый лучший благодетель. Он очень дорог мне, я люблю его больше всех, потому что он берёт на себя все мои грехи и чистит меня так же, как прачка смывает всю грязь.

Святой Кабир

В Ади Грантхе (священной книге сикхов) есть история о короле Эйджи, очень духовном человеке.

Однажды, когда он проходил через свои конюшни, к нему подошёл святой человек и сказал:

- Мне хочется есть, я голоден.

Король был очень раздосадован и закричал:

- Эти люди просто не хотят оставить меня одного и не дают работать. Они всегда пристают ко мне, доставляя беспокойство.

Он повернулся к нищему и продолжил:

- Хорошо. Если тебе чего-нибудь хочется, бери это.

И он положил несколько конских яблок в руки нищего. Тот лишь взглянул на них и отошёл прочь.

На следующее утро во время своей медитации король увидел, какую милостыню он предложил нищему. Она настолько разрослась, что стала большой кучей. Судья сказал ему:

- Ты дал кому-то конские яблоки, теперь твоя милостыня разрослась, и ты должен съесть все эти конские яблоки сам!

Король вышел из медитации в очень подавленном состоянии: "Какую ужасную вещь я сотворил! Так или иначе, мне придётся есть эти конские яблоки или в этой жизни, или в следующей". Поэтому он пошёл к своему Мастеру и обратился с просьбой:

- Я сам поставил себя в затруднительное положение. Пожалуйста, скажи мне, как выбраться из него?

Мастер ответил:

- Если на некоторое время ты станешь жертвой злословия, то осуждающие тебя возьмут большую часть кучи, возможно, даже всю.

Итак, что же предпринял король? Он взял бутылку, наполнил её подкрашенной водой и в карете поехал с дочерью в город. Он сидел рядом с дочерью и пил из бутылки подкрашенную воду. Люди были очень удивлены и начали судачить о нём:

- Что он делает? Он был прекрасным, порядочным человеком и хорошим королём, но сейчас что-то неладное с ним. Он слоняется без дела по базару и пьёт вино.

После этого король вернулся с дочерью во дворец. Люди продолжали злословить и говорить о нём всякие унизительные вещи.

На следующее утро в медитации он увидел, что большая куча уменьшилась. Но всё-таки маленькая кучка оставалась, она была примерно в сто раз меньше первоначальной. Закончив медитировать, король поднялся, пошёл к Мастеру и поблагодарил его, сказав:

- Всё-таки кое-что осталось.

Мастер ответил:

- Один Святой живёт около твоего дворца. Он ещё не подключился к этому злословию, но если он скажет что-нибудь плохое о тебе, тогда он возьмёт на себя остаток кучи, и ты будешь свободен. Поэтому ты должен постараться вовлечь его в разговор о тебе, чтобы он позлословил!

Тогда король отправился к домику Святого, сел рядом с его кроватью и начал очень-очень любовно поглаживать ноги Святого, рассказывая ему следующую историю:

- О, великий Святой, слышал ли ты о короле? Он прекрасный человек, но вчера он сделал что-то очень-очень плохое. Он ходил по базару со своей дочерью и пил вино. Разве ты не слышал об этой ужасной сцене, которую он устроил?

Святой оставался спокойным и слушал короля. Король попытался снова вовлечь его в разговор:

- О, дорогой Святой, нехорошо, что король начинает творить такие вещи. Это может повлечь за собой ещё более безобразные действия. Он совершил ужасный, отвратительный поступок - значит, он плохой король. Это несправедливо, что ты просто спокойно сидишь и не осуждаешь его, людям не нравится это. Если ты не критикуешь его, то и другие последуют твоему примеру. Если и дальше так будет продолжаться, к чему это приведёт?

Святой всё же не сказал ничего.

После некоторого времени король начал снова:

- Наш король очень плохой, я только что рассказал тебе, что он натворил, а ты спишь и ничего не говоришь об этом.

Тогда Святой дал ему пощёчину и спросил:

- Ты хочешь, чтобы я ел твои конские яблоки?

На следующий день король пошёл к своему Мастеру и пожаловался:

- Мои усилия напрасны, и, несмотря на любые попытки, Святой не стал осуждать меня. Он точно знал, что я делал, и не разделил со мной эту еду.

Мастер ответил:

- Если ты хочешь спасения в этой жизни, то должен съесть оставшуюся кучу конских яблок, иначе в следующем воплощении тебе придётся позаботиться об этом. Другого способа избавиться от неё нет. Решай сам, что делать.

Итак, король обдумал всё и решил позаботиться об этом в данной жизни, чтобы не родиться вновь. Он принёс конские яблоки домой, отдал их повару и сказал:

- Когда бы ты ни готовил еду для меня, пожалуйста, используй их в качестве соли и перца, подкладывай маленькими дозами в пищу. Таким способом они должны разойтись через один или два месяца. Так я очищусь при этой жизни.

Таким образом, всё было улажено.

 

Коршуны и вороны

Коршуны и вороны договорились между собой, что станут делить пополам любую добычу.

Однажды они увидели раненную охотниками лисицу, беспомощно лежавшую под деревом, и собрались вокруг неё. Вороны сказали:

- Мы возьмём себе переднюю половину лисицы.

- Тогда мы возьмём заднюю, - согласились коршуны.

Лисица посмеялась над этим и сказала:

- Я всегда думала, что коршуны по рождению выше ворон, и тогда именно им должна бы достаться моя передняя часть, ведь в неё входит голова с мозгом и другими вкусными частями.

- О да, это правда, - сказали коршуны, - мы возьмём эту часть лисицы себе.

- А вот и нет, - возразили вороны, - она наша, как договаривались.

Тут между спорщиками началась настоящая битва, многие пали с обеих сторон, а те немногие, что уцелели, едва унесли ноги. Лисица провела под деревом ещё несколько дней, питаясь убитыми воронами и коршунами, а потом удалилась, крепкая и бодрая, заметив: "Слабый выигрывает, когда сильные враждуют".

 

Кот гуру

Каждый раз, когда гуру и его ученики собирались молиться, в ашрам входил кот и отвлекал их от дела. Тогда гуру приказал ученикам привязывать кота на время молитвы.

После смерти гуру кота по привычке продолжали привязывать. Когда не стало и кота, в ашраме завели другого, чтобы тщательно выполнять инструкции гуру на время общения с Господом.

Прошли века. Учёные последователи гуру написали научные труды, в которых указывалось, что привязывание кота на время молитвы имеет особую важность для отправления богослужения.

 

Кража курицы

Некая женщина пожаловалась Мариядею Раману на соседку:

- Ваша честь, моя курица забрела к ней на двор, а она убила её и съела.

Однако ответчица отрицала свою вину:

- Курица не заходила ко мне во двор. Я её и в глаза не видела.

Мариядей Раман решил употребить хитрость. Он отпустил обеих женщин со словами:

- Свидетелей у вас нет. Идите пока домой.

Но едва они повернулись, чтобы идти, он кликнул своего помощника и громко ему сказал:

- Одна из этих женщин украла и зарезала курицу. К шее у неё прилипло куриное перо, а эта наглая обманщица утверждает, будто она даже не видела курицу.

Воровка тотчас же притронулась рукой к шее. Мариядей Раман велел схватить её и привести обратно.

- Приказываю тебе вернуть деньги за убитую тобой курицу, - сказал он. - А за лжесвидетельство приговариваю тебя к штрафу.

Известно, что лжи не устоять перед правдой.

 

Кража серёг

Ночью на одном постоялом дворе - головой к голове - лежали два путника. У одного из них была дорогая серьга в ухе, и он спал крепким сном. Другой - без серьги - бодрствовал. Тот, что бодрствовал, вытащил серьгу из левого уха спящего и вдел в своё правое ухо. Человек, которому принадлежала серьга, сразу же проснулся и закричал:

- Отдай мою серьгу, подлый ворюга!

Другой вопил в ответ:

- Это ты стащил мою серьгу. Сам ты ворюга!

Когда дело попало в суд, Мариядей Раман сказал им обоим:

- Лягте точно так же, как вы лежали на постоялом дворе.

Как только путники улеглись, судья указал на вора:

- Ты лежал левым ухом вниз, он никак не мог снять с тебя серьгу. А вот его левое ухо было вверху, понятно, что ты соблазнился лёгкой добычей.

И Мариядей Раман вернул серьгу её хозяину. А вору он велел дать двадцать четыре палочных удара и засадил его на шесть месяцев в острог. Тогда-то родилась поговорка: "И врать надо складно".

 

Крестьянин и камушки в постели

Король и его мудрый министр прогуливались по округе. Один крестьянин лежал на больших комьях земли. Как человек, уставший от пахоты на тяжёлых угодьях, крестьянин спал глубоким сном на комьях земли в тени дерева.

Король остановился перед ним и сказал министру:

- Поразительно, как устроены люди в этой округе. Их нисколько не заботит, что им приходится спать на комьях.

Министр ответил:

- Это не так. Дело не в людях. Эта лишь привычка. Тяжёлая жизнь заставила их жить так. Вот и всё.

Король не понял. Поэтому министр продолжил:

- Хорошо. Вы на опыте сможете убедиться в том, что я имею в виду.

Таким образом, крестьянин попал во дворец, и ему предложили очень мягкую и тёплую постель. Когда он проспал в этой постели три или четыре месяца, ему подложили туда маленькие камушки. На следующее утро его позвали и спросили:

- Хорошо ли тебе спалось прошлой ночью?

Он ответил:

- Ночь была такая тяжёлая, я беспокоился всю ночь.

Король спросил:

- Что мешало тебе?

Крестьянин ответил:

- Маленькие камушки в моей постели беспокоили меня всю ночь.

Тогда министр сказал королю:

- Видите, это тот же самый человек, который лежал на больших комьях, мирно наслаждаясь сном без всяких проблем. А теперь, когда ему предоставили очень тёплую, мягкую постель и комфорт, даже маленькие камушки стали причиной его беспокойства.

 

Кто более велик

Однажды падишах Акбар пришёл в зал совета раньше всех и каждого входившего спрашивал:

- Скажи, кто более велик, Индра или я?

Никто из придворных не решался ответить на такой необычный вопрос. "Если сказать, что более велик Индра, - не угодишь Акбару, а сказать, что Акбар, - прогневаешь богов", - думал каждый из них. Поэтому придворные только мялись и молчали.

Вскоре явился и Бирбал. Падишах обратился к нему с тем же вопросом:

- Скажи мне Бирбал, кто более велик, Индра или я?

- Вы более велики! - не задумываясь, ответил Бирбал.

Придворные облегчённо вздохнули, зашумели. Однако когда до них дошла дерзость ответа, в зале воцарилась тишина.

Акбар был поражён не менее других. Он даже не предполагал, что услышит подобный ответ.

- Значит, ты, Бирбал, говоришь, что я более велик, чем Индра? - переспросил он. - Почему ты так думаешь, объясни!

- Из наших священных книг известно, государь, - начал Бирбал, - что великий Брахма вначале создал две фигурки-прообраза - Индры и ваш. Затем, чтобы узнать, кто из вас более велик, положил их на чаши весов. Ваша фигурка-прообраз перевесила, ибо вы более велики. Вы опустились вниз, а Индра вознёсся. Поэтому вы правите на земле, а Индра - на небе.

Акбар остался весьма доволен таким ответом. Так Бирбал, благодаря своему уму, и падишаху угодил, и богов не прогневил.

 

Кто лучше?

Однажды все жизненные силы заспорили о том, кто из них лучше:

- Я лучше! Я лучше! - говорила каждая.

И тогда они пришли к своему отцу Праджапати и сказали:

- Почтенный, кто из нас лучше?

Он ответил им:

- Тот из вас, после чьего ухода тело окажется в наихудшем положении.

Тогда ушла Речь. И отсутствовав год, она пришла назад и сказала:

- Как вы смогли жить без меня?

Они ответили:

- Как живут немые - не говорящие, но дышащие дыханием, видящие глазом, слышащие ухом, мыслящие разумом, - так жили и мы.

И Речь вошла в тело.

Тогда ушло Зрение. И отсутствовав год, оно вернулось и сказало:

- Как вы смогли жить без меня?

Они ответили:

- Как живут слепые - не видящие, но дышащие дыханием, говорящие языком, слышащие ухом, мыслящие разумом, - так жили и мы.

И Зрение вошло в тело.

Тогда ушёл Слух. И отсутствовав год, он пришёл назад и сказал:

- Как вы смогли жить без меня?

Они ответили:

- Как живут глухие - не слышащие, но дышащие дыханием, говорящие языком, видящие глазом, мыслящие разумом, - так жили и мы.

И Слух вошёл в тело.

Тогда ушёл Разум. И отсутствовав год, он пришёл назад и сказал:

- Как вы смогли жить без меня?

Они ответили:

- Как живут дети - лишённые разума, но дышащие дыханием, говорящие языком, видящие глазом, слышащие ухом, - так жили и мы.

И Разум вошёл в тело.

Вслед за тем пожелало уйти Дыхание. И подобно тому, как превосходный конь вырывает колышки, к которым привязаны его ноги, так оно вырвало из тела другие жизненные силы. Они собрались вокруг него и сказали:

- Почтенный, будь нашим господином. Ты - лучший из нас. Не уходи.

 

Кто самый учёный

Во времена Святого Кабира жил человек по имени Сурбаджит, очень сведущий в духовной науке. В те дни в Индии у религиозных людей, людей знания, был обычай устраивать состязания друг с другом, чтобы выяснить, кто более учёный. И куда бы Сурбаджит ни пошёл, он обычно вступал в дискуссию о духовности. Когда он выигрывал "состязание", то получал духовные книги и иллюстрации, которые перевозил на верблюдах.

Однажды, одержав победу над многими учёными людьми, он возвратился домой к своей матери и рассказал ей о том, что теперь он самый учёный человек, учёный номер один: никто не смог нанести ему поражение. Тогда мать спросила, ходил ли он к Святому Кабиру. Если он победил Кабира, тогда она признает его победу. Сын ответил, что не ходил к Святому Кабиру, потому что Святой Кабир не является учёным человеком и ничего не знает ни о книгах и иллюстрациях, ни о теории. Поэтому он даже и не думал идти к нему. Мать всё же посоветовала сходить, и, если он победит, тогда она согласится признать своего сына действительно учёным человеком.

Сын не беспокоился и был уверен, что легко победит Кабира. Если он смог победить столь многих учёных людей, то с этим неучем у него не будет никаких проблем. С таким настроением он отправился к Кабиру и вызвал его на состязание, в ином случае ему придётся признать своё поражение.

Кабир очень просто сказал ему:

- Я всего лишь неграмотный ткач. У меня нет никакой учёности. Я не могу состязаться с тобой, поэтому я должен признать поражение.

Сурбаджит попросил его написать это на бумаге и подписаться. Но Кабир признался, что не умеет писать, и попросил его самого составить бумагу, а он подпишет. Сурбаджит написал: "Сурбаджит - победитель, а Кабир - побеждённый". Кабир подписал это. Тогда Сурбаджит вернулся домой и показал бумагу матери. В ней утверждалось, что Кабир победитель, а Сурбаджит побеждённый. Она попросила сына прочесть это. Он увидел, что там говорилось противоположное тому, что он написал. Сурбаджит очень удивился и пришёл в замешательство от сделанной им ошибки. Он снова направился к Кабиру и объяснил, что ошибся. Формулировка неверная и должна быть исправлена. Кабир сказал:

- Хорошо, я не возражаю. Ты можешь снова написать, и я подпишу.

Итак, он снова написал, что Сурбаджит - победитель, а Кабир - побеждённый.

Он дважды, даже трижды проверил написанное, и когда был абсолютно уверен, что написано правильно, получил подпись Кабира и вернулся к матери.

Тем не менее, мать снова прочитала, что Кабир - победитель, а Сурбаджит - побеждённый. Она показала бумагу сыну, и он был очень растерян, что бумага снова составлена неправильно. Он решил ещё раз сходить и исправить её.

Довольно раздражённый, он пошёл к Кабиру в третий раз и сказал, что в обоих предыдущих случаях вкралась ошибка, и на этот раз он хочет сделать всё правильно. Тут Кабир сказал ему:

- Не я, а ты сам дважды писал это. Но, воистину, тебе не избежать этой ошибки, ты ничего не сможешь сделать: это действующая Сила Бога вершит всё. Кого Он захочет сделать победителем, тот человек всегда будет победителем. Ты мог писать один, два или три раза, но даже если бы ты написал тысячу раз о том, что ты - победитель, а я - побеждённый, при чтении оказалось бы всё же иначе. Если мой Бог не хочет, чтобы Его дитя потерпело поражение, этого и не будет, ты не сможешь победить.

Кабир продолжал:

- Если ты хочешь быть победителем, тогда ты должен делать что-то действительно полезное. Ты должен выбросить все эти книги в реку и прийти ко мне. Я сделаю тебя победителем.

И Кабир принял его, посвятил и заставил сесть в медитацию. Со временем Сурбаджит становился всё смиреннее и смиреннее, и когда стал окончательно смиренным, он стал величайшим.

 

Кто человек достойный, кто так себе, а кто низкий

Задумав снова испытать ум Аппаджи, делийский падишах прислал Райе три одинаковые бронзовые статуэтки, а через гонца велел передать: "Определите, кто из троих людей, чьи изваяния мы вам посылаем, достойный, кто так себе и кто низкий. Правильный ответ позволит нам в полной мере оценить мудрость Юга".

Все три статуэтки были принесены на государственный совет, и Кришна Дева велел советникам подвергнуть их тщательному осмотру. Никто из них не смог обнаружить никакой разницы между тремя статуэтками, только Аппаджи сумел заметить дырочки в ушах. Он взял тонкую гибкую палочку и воткнул её в ухо первой статуэтки. Палочка вышла через рот. У второй статуэтки палочка вышла через другое ухо. У третьей статуэтки палочка застряла где-то внутри.

"Человек, который разглашает всё, что услышит, - безусловно, подлец. Тот, у кого тайна входит в одно ухо, а выходит через другое - человек так себе. Истинно благороден же тот, кто хранит в себе все тайны", - решил Аппаджи и сделал соответствующие надписи на всех статуэтках.

И снова делийский падишах был поражён умом и сметливостью Аппаджи.

 

Кувшинная тыква, движущаяся трава и глубокий колодец

Прослышал делийский падишах об уме, хитрости и находчивости Аппаджи, главного советника Кришны Девы Райи, и решил проверить, насколько справедлива эта молва.

Послал он виджаянагарскому императору письмо на пальмовых листьях с такой просьбой: "В знак своей дружбы пришлите мне кувшинную тыкву, движущуюся траву и глубокий колодец".

Кришна Дева показал это послание своему главному советнику и спросил:

- Где нам взять кувшинную тыкву и движущуюся траву? И как послать ему колодец?

- Постараемся выполнить просьбу делийского падишаха, - ответил Аппаджи.

Он приказал вырастить тыкву в большом кувшине с водой, велел нагрузить повозку землёй и засеять эту землю травой, затем написал письмо делийскому падишаху: "Наши колодцы не годятся для вашей страны. Пришлите нам свой колодец, а мы пошлём вам точно такой же!"

Получив кувшин с тыквой и телегу с травой и прочитав письмо Аппаджи, делийский падишах сказал, восхищённый умом главного советника виджаянагарского императора:

- Страна, которой управляет столь мудрый человек, - непобедима.

 

Кусочек мела

Один человек завёл привычку принимать опиум и не мог преодолеть этого пристрастия. Он всё время находился в полубессознательном состоянии.

Город, где он жил, посетил святой, многим людям дававший советы и уроки. Святой сказал наркоману, что здоровье его разрушается, и он должен прекратить принимать опиум. Но тот ответил, что покончить с этим не в состоянии и попросил дать ему совет. Святой спросил, какую дозу опиума он потребляет каждый день, и тот показал ему щепотку зелья - свою ежедневную порцию. Святой дал ему кусочек мела, равный по весу опиуму, и сказал, что он может продолжать принимать опиум, но ежедневный приём не должен превышать веса куска мела. Наркоман очень обрадовался этому совету, однако мудрец сказал ему, что каждый день он должен трижды писать "ОМ" этим мелом на доске. При этом кусок мела с каждым днём уменьшался, а, следовательно, постепенно уменьшалась и доза опиума, принимаемая этим человеком. И, в конце концов, с дурной привычкой было покончено.

 

Лапту и Джапту

В одном городе жили две обезьяны, Лапту и Джапту. Были они очень рассеянные. И обе были большие охотницы до плодов.

Однажды обезьяны отправились побродить по лесу и увидели там большую яблоню со спелыми плодами. Им захотелось унести домой побольше яблок. Но в чём же их нести? Ведь у них даже платка с собой не было.

Тогда обезьяны стали смотреть по сторонам и увидели под кустом какой-то круглый предмет, похожий на шар, весь усыпанный длинными острыми иглами. Обезьяны очень обрадовались и стали катать его по земле, усыпанной спелыми яблоками. Они катали его до тех пор, пока все плоды не оказались на иглах. Потом они забрались на дерево, и нарвав самых лучших яблок, побросали их вниз, на острые иглы. Когда набралось достаточно яблок, обезьяны спустились с дерева, чтобы отнести домой свою добычу. И вдруг этот круглый предмет с яблоками на иглах побежал: у него оказались целых четыре лапы! Мало того, он стал насмехаться над глупостью обезьян. Только теперь поняли Лапту и Джапту свою ошибку, потому что непонятный круглый предмет оказался дикобразом. Он сидел около куста с колючками, и рассеянные обезьяны приняли его за большой колючий плод.

Зверь быстро убежал с яблоками на спине. Только его и видели Лапту и Джапту. Дома дикобраз накормил своих детей спелыми плодами, а глупые обезьяны поплелись домой с пустыми руками.

 

Лебеди

Близ дворца Акбара было красивое озеро, на которое почти каждую весну с юга прилетали белые лебеди и гнездились. Люди их очень любили и ждали. Но иногда эти белые прекрасные птицы улетали гнездиться на высокогорные озёра. Тогда люди грустили, и считалось, что год будет неудачным. Поэтому их прилёт ждали с нетерпением.

Однажды Акбар сказал Фариду:

- В знак нашей любви и расположения к лебедям я приказал этой ночью наполнить озеро молоком. Каждый крестьянин из соседних деревень должен принести ведро молока.

Фарид сказал:

- Интересная затея. Посмотрим, что из неё получится.

На следующее утро Акбар приехал к Фариду с известием, что озеро полно воды. Каждый крестьянин вместо молока вылил ночью в озеро ведро воды.

- Для меня это полная неожиданность! Этот факт свидетельствует о том, что я не знаю свой народ, - сказал Акбар.

Фарид рассмеялся и сказал:

- Каждый крестьянин подумал: "Если все выльют по ведру молока, а я вылью ведро воды, то никто этого не заметит. Одно ведро воды растворится в озере молока без следа". Но беда в том, что так подумал каждый крестьянин! Таково человеческое мышление. Оно вытекает из двойственной природы: хорошо-плохо, выгодно-невыгодно, лучше-хуже. Твой указ свидетельствует о том, что и твоё мышление подчинено двойственности. Подумай об этом!

 

Ленивец и хамелеон

Когда-то давно ленивец и хамелеон дружили. Однажды отправились они вместе возделывать своё общее поле.

- Хамелеон, давай я срежу траву, а ты отбей границы нашего поля, - сказал ленивец.

Хамелеон быстро управился с делом, и тогда ленивец предложил:

- Хамелеон, давай я буду рубить деревья, а ты срежь оставшуюся траву.

Хамелеон согласился, начал работать и скоро срезал траву по всему участку.

Тогда ленивец сказал:

- Хамелеон, ты будешь рубить деревья, зато я потом буду собирать урожай.

Тот опять согласился, срубил все деревья, очистил участок, посеял элевзин. Устал хамелеон как собака!

Но вот созрел элевзин, а ленивец и говорит своему другу:

- Хамелеон, ты пойдёшь собирать элевзин, а я потом буду сушить его на солнце и толочь.

Собрал хамелеон элевзин и говорит:

- Натолки и для меня элевзина, не то мои дети умрут с голоду.

Но ленивец оставил весь урожай себе. Хамелеон, худой и слабый от работы и голода, пошёл к вождю требовать суда над ленивцем. Вождь вызвал их обоих.

Ленивец тут же начал возмущаться:

- Что?! Этот заморыш возделывал наше поле? Да у него нет ни ножа, ни мотыги!

Но хамелеон сказал:

- Посмотрите, как я похудел на работе, а этот ленивец только иногда ходил за водой. Теперь же он не хочет делиться со мной урожаем. Где это видано?

Подумал вождь хорошенько и сказал так:

- Тебя, ленивец, когда-нибудь погубит твоя хитрость. Посмотри, как измождён хамелеон, а ты, знать, шатался без дела да в речке купался.

И пришлось ленивцу отдать хамелеону весь урожай.

 

Лиса в личине короля

Однажды хитрая лиса пробралась в деревню. Она долго рыскала по курятникам, свернула головы нескольким петухам и, объевшись, легла спать.

Случилось так, что в тот же курятник пробрался хорёк. В темноте он наткнулся на лису. Перепуганная лиса прыгнула с полатей и попала в чан с краской. Выбравшись из чана, она бросилась в лес.

Пришёл солнечный день. Шерсть на лисе подсохла. Но странное дело! Шкура лисы стала походить цветом на бирюзовый камень. А как известно, этот камень в Тибете ценится больше других. Обрадовалась лиса, задрала голову, надулась, ходит важная, ни на кого не глядит.

Повстречал лису заяц.

- Ты кто такая и откуда? Зверь с такой шкурой мне незнаком!

- Я королева всех зверей. Меня зовут Цзаца. Я спустилась на землю по велению небесного императора.

Быстро разнеслась по лесу молва: новая королева объявилась! Стали звери один за другим па поклон к лисе приходить. Её окружили почётом, лучшим мясом угощают, родниковую воду ей носят. А гордая лиса забралась на спину к слону и оттуда командует:

- Медведь, принеси мне мёд! Лань, сбегай в поле за ягодами! Хорёк, раздобудь мне свежей курятины…

Все звери повинуются новой королеве. Даже лев, гроза лесов, день и ночь стоит на страже - охраняет строгую королеву.

И вот однажды лисица захотела, чтоб на неё посмотрела родная мать. "Пусть знает, какова у неё дочь! Без её помощи в королевы выбилась!! - подумала лиса и приказала:

- Тигр, беги за девять гор и девять рек. Там у ключа найдёшь нору, в норе живёт моя мать! Вели ей явиться сюда.

Не посмел ослушаться храбрый тигр. Бросился он на поиски матери королевы. Девять гор и девять рек - не преграда для тигра. Вмиг добежал он до звонкого ключа, отыскал нору, а в норе… Смотрит тигр и глазам не верит. "Так ведь это обыкновенная лисица! Значит,

и наша "королева" тоже из той же породы!" - пронеслось в голове Тигра. И, ни слова не говоря, тигр ринулся обратно. Добежал до последней горы, откуда весь лес был виден, да как закричит:

- Гоните шарлатанку! Бейте её! Это не королева, а самая обыкновенная лиса! Я только что видел её мать!

Но, как говорится, не пойманный - не вор. Стали судить да рядить звери, как доказать, что королева - простая лиса. И тогда хитрый хорёк, которому больше других пришлось быть у королевы на побегушках, предложил:

- Слышал я, что лисицы хорошо плавают. Пошли к реке и устроим там гонки. Если королева всех обгонит, пусть и впредь остаётся на троне.

Так и сделали. Подошли к реке. Хорька назначили судьёй. По его команде кинулось зверьё в воду. И вдруг все увидели, что прозрачная вода вокруг лисы замутилась. Остановили гонки, вытащили королеву из реки - сразу всё стало ясно!

А лиса стояла посреди зверей, опустив голову и поджав хвост.

- Пошла прочь, - сурово проговорил старый слон. - Таким "королевам" не место у нас.

Он приподнял мошенницу хоботом и швырнул её далеко на другой берег,

 

Лучник у монастыря

Лучник шёл по лесу около индусского монастыря, известного строгостью своего учения, когда увидел веселящихся в саду монахов. Они, пили горячительные напитки и развлекались.

- Как циничны те, кто ищут путь к Богу, - громко сказал лучник. - Они говорят, что важнее всего дисциплина, а сами напиваются!

- Если вы выстрелите сто стрел подряд, что случиться с вашим луком? - спросил самый старший из монахов.

- Мой лук сломается, - ответил лучник.

- Если кто-нибудь превысит свой предел, его воля также сломается, - сказал монах. - Тот, кто не будет совмещать работу с отдыхом, потеряет свой энтузиазм, и не сможет идти дальше.

 

Любопытство и Вера

Однажды некий бхакта (идущий путём Божественной Любви) хотел перейти море. У Вибхишаны, к которому он обратился за помощью, был пальмовый лист, на котором было написано имя Бога. Бхакта не знал об этом, Вибхишана сказал ему:

- Возьми это с собой и привяжи к краю одежды. Это даст тебе возможность в полной безопасности перейти через океан. Но смотри, не разворачивай листа, потому что, если посмотришь внутрь, то утонешь.

Бхакта поверил словам своего друга и в полной безопасности пошёл по океану. Но, к несчастью, его постоянным врагом было любопытство. Он захотел посмотреть, что за драгоценную вещь, которая имеет такую силу, что он может идти по волнам океана, как по твёрдой земле, дал ему Вибхишана. Открыв, он увидел, что это пальмовый лист, на котором написано имя Бога. Он подумал: "Неужели это всё? Такая пустяковая вещь даёт возможность ходить по волнам?" Как только эта мысль возникла у него в голове, он погрузился в воду и утонул.