Упанишады (кратко)

Упанишады – древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. Являются частью Вед и относятся к священным писаниям индуизма категории шрути. В них в основном обсуждается философия, медитация и природа Бога. Считается, что в Упанишадах изложена основная суть Вед – поэтому их также называют "веданта" (конец, завершение Вед) и они являются основой ведантического индуизма. В Упанишадах главным образом описывается безличный аспект Абсолютной Истины.

 

Этимология

"Упанишада" – отглагольное существительное от упанишад – буквально "сидеть около". Упа- (около), ни- (внизу) и шад (сидеть) буквально означает "сидеть внизу около" гуру с целью получения наставлений. Существует много различных толкований этого термина. Согласно некоторым из них, упанишад означает "сидеть у стоп кого-то, внимая его словам и таким образом получая тайное знание". Макс Мюллер даёт значение термина как "искусство сидеть около гуру и смиренно внимать ему" (от упа – "внизу"; ни – "вниз", и шад – "сидеть"). Но, согласно Шанкаре, слово "упанишад" образовано путём прибавления суффикса квип и префиксов упа и ни к корню шад и означает: "то что разрушает невежество". Согласно традиционному толкованию "упанишад" означает "удаление невежества посредством знания о верховном духе".

 

Датировка

Упанишады трудно отнести к какому-то определённому периоду санскритской литературы. Старейшие из Упанишад, такие как "Брихадараньяка-упанишаду" и "Чхандогья-упанишаду", учёные относят к периоду VIII века до н. э., тогда как большинство остальных, по мнению учёных, возникли в период с VII по III век до н. э., а некоторые появились только в период средневековья.

 

В каноне индуизма

Четыре Веды являются сборником мантр и гимнов, воспевающих различных божеств ведической религии и уже содержащих в себе основы монотеизма. Появившиеся позднее Брахманы представляют собой сборник обрядовых инструкций, в которых обстоятельно описаны различные жреческие функции.

Араньяки и Упанишады относятся к веданте. Араньяки детально описывают различные медитативные и йогические практики, тогда как в Упанишадах получают своё дальнейшее развитие религиозные и философские концепции, изложенные в Ведах. Центральной темой Упанишад является познание человеком самого себя и окружающего мира.

 

Содержание

В Упанишадах содержатся основы философии индуизма – концепция вселенского духа Брахмана, индивидуальной души атмана или дживы, Сверхдуши Параматмы и Верховного Бога в Его личностной форме Бхагавана или Ишвары. Брахман описывается как изначальный, трансцендентный и вездесущий, абсолютный вечный и бесконечный, совокупность всего что когда-либо было есть или будет. О природе Ишвары и атмана, например, в "Иша-упанишаде" говорится следующее:

Тот, кто видит все связанным с Верховным Господом, кто смотрит на все существа как на Его неотъемлемые частицы и ощущает присутствие Верховного Господа во всем сущем, никогда не питает ненависти к кому-либо или чему-либо.

 

Тот, кто всегда смотрит на живые существа как на духовные искры, качественно равные Господу, понимает истинную природу вещей. Что может ввести в заблуждение или потревожить такого человека?

Такой человек должен постичь истинную природу величайшего из всех, Верховного Господа, бестелесного, всеведущего, безупречного, не имеющего вен, чистого и неосквернённого, самодостаточного философа, того, кто с незапамятных времен исполняет желания каждого.

Мудрецы в Упанишадах занимались познанием реальности, трансцендентной к материальному бытию, а также изучением различных состояний сознания.

Кто есть Знающий?

Что заставляет мой ум думать?

Есть ли у жизни какая-то цель или она управляется просто случайностью?

Откуда появился космос?

 

Философия

В Упанишадах излагаются различные трансцендентные философские темы, подробно описываются концепции Брахмана и индивидуальной души (атмана). Различные философские школы в индуизме дают свои толкования Упанишад. На протяжении истории, эти интерпретации философии Упанишад положили начало трём основным школам веданты.

 

Адвайта-веданта

Шанкара трактует Упанишады с точки зрения философии адвайты. В адвайте основную суть Упанишад обобщают в одной фразе "тат-твам-аси" – "То Ты Еси". Последователи адвайты полагают, что в конечном счёте, изначальный, непостижимый и не имеющий формы Брахман един с индивидуальной душой атманом и конечной целью духовной практики является осознание этого единства и прекращение материального существования через слияние атмана с Брахманом.

 

Двайта-веданта

В появившихся позднее комментариях философской школы двайта даётся совершенно другая интерпретация. Основанная Мадхвой двайта-веданта утверждает, что изначальная сущность и источник Брахмана – это личностный Бог Вишну или Кришна (который объявляет в "Бхагавад-гите" брахмано хи пратиштхахам, "Я – основа безличного Брахмана").

Упанишады, которые были прокомментированы Шанкарой и другими известными учителями, приобрели особое значение как главные, или канонические упанишады. Это:

Айтарея-упанишада (Ригведа)

Брихадараньяка-упанишада (Шуклаяджурведа)

Иша-упанишада (Шуклаяджурведа)

Тайттирия-упанишада (Кришнаяджурведа)

Катха-упанишада (Кришнаяджурведа)

Чхандогья-упанишада (Самаведа)

Кена-упанишада (Самаведа)

Мундака-упанишада (Атхарваведа)

Мандукья-упанишада (Атхарваведа)

Прашна-упанишада (Атхарваведа)

Эти десять упанишад – наиболее важные и основополагающие. Современные учёные полагают, что они также относятся к старейшим из всех текстов упанишад. Некоторые добавляют Каушитаки и Шветашватару к списку главных упанишад, а некоторые добавляют к ним ещё и Майтраяни.

 

Другие упанишады

Многие другие упанишады сохранились до наших дней. В традиции индуизма упанишады относятся к шрути, которые считаются вневременными, вечными и апаурушея (не имеющими конкретного автора). По этой причине датировка составления различных упанишад не имеет для индуистов никакого значения и представляется им бессмысленным занятием. Некоторые из текстов, которые называются упанишадами, не могут быть соотнесены с определёнными традициями. Однако в действительности всё дело сводится к признанию статуса шрути для каждого конкретного текста, а не выяснения даты его составления. Современные учёные пытаются установить периоды составления всех этих текстов. Само собой разумеется, что дата составления этих текстов, включая главные упанишады, не имеет совершенно никакого значения в традиции веданты.

Чаще всего упанишады классифицируют согласно их тематике. Таким образом, имеется большое количество упанишад, в которых излагаются общие темы веданты, в дополнение к тем, в которых преподаётся йога и в которых детально описываются предписания саньясы. Упанишады, которые так или иначе посвящены тому или иному божеству из числа главных божеств индуизма, обычно классифицируются как шайва (шиваитские), вайшнава (вишнуитские) и шакта (шактийские) упанишады.

 

108 канонических Упанишад

Канон "муктика"

Существуют 108 канонических Упанишад школы адвайта. Согласно "Муктика-упанишаде", 1:30-39 в этом каноне:

  • 10 Упанишад относятся к "Риг-веде"
  • 16 Упанишад относятся к "Сама-веде"
  • 19 Упанишад относятся к "Шукла Яджур-веде"
  • 32 Упанишады относятся к "Кришна Яджур-веде"
  • 31 Упанишада относятся к "Атхарва-веде"

Первые 10 считаются основными мукхья. 21 называют саманья-веданта "общая веданта", 23 санньяса, 17 йога, 13 вайшнава, 14 шайва и 9 шакта Упанишадами.

Мукхья Упанишады

1. Айтарея-упанишада (Риг-веда)

2. Кена-упанишада (Сама-веда)

3. Чандогья-упанишада (Сама-веда)

4. Иша-упанишада (Шукла Яджур-веда)

5. Брихад-араньяка-упанишада (Шукла Яджур-веда)

6. Катха-упанишада (Кришна Яджур-веда)

7. Тайттирия-упанишада (Кришна Яджур-веда)

8. Прашна-упанишада (Атхарва-веда)

9. Мундака-упанишада (Атхарва-веда)

10. Мандукья-упанишада (Атхарва-веда)

Саманья Упанишады

11. Каушитаки-упанишада (Риг-веда)

12. Атмабоддха-упанишада (Риг-веда)

13. Мудгала-упанишада (Риг-веда)

14. Ваджрасучи-упанишада (Сама-веда)

15. Махад-упанишада (Сама-веда)

16. Савитри-упанишада (Сама-веда)

17. Субала-упанишада (Шукла Яджур-веда)

18. Мантрика-упанишада (Шукла Яджур-веда)

19. Нираламба-упанишада (Шукла Яджур-веда)

20. Пайнгала-упанишада (Шукла Яджур-веда)

21. Адхьятма-упанишада (Шукла Яджур-веда)

22. Муктика-упанишада (Шукла Яджур-веда)

23. Сарвасара-упанишада (Кришна Яджур-веда)

24. Шукарахасья-упанишада (Кришна Яджур-веда)

25. Сканда-упанишада (Трипадвибхути-упанишада) (Кришна Яджур-веда)

26. Шарирака-упанишада (Кришна Яджур-веда)

27. Екакшара-упанишада (Кришна Яджур-веда)

28. Акши-упанишада (Кришна Яджур-веда)

29. Пранагнихотра-упанишада (Кришна Яджур-веда)

30. Сурья-упанишада (Атхарва-веда)

31. Атма-упанишада (Атхарва-веда)

Санньяса Упанишады

32. Нирвана-упанишада (Риг-веда)

33. Арунея-упанишада (Сама-веда)

34. Майтраяния-упанишада (Сама-веда)

35. Майтрейи-упанишада (Сама-веда)

36. Санньяса-упанишада (Сама-веда)

37. Кундика-упанишада (Сама-веда)

38. Джабала-упанишада (Шукла Яджур-веда)

39. Парамахамса-упанишада (Шукла Яджур-веда)

40. Адваятарака-упанишада (Шукла Яджур-веда)

41. Бхикшу-упанишада (Шукла Яджур-веда)

42. Туриятита-упанишада (Шукла Яджур-веда)

43. Ягьявалкья-упанишада (Шукла Яджур-веда)

44. Шатьяяни-упанишада (Шукла Яджур-веда)

45. Брахма-упанишада (Кришна Яджур-веда)

46. Шветашватара-упанишада (Кришна Яджур-веда)

47. Гарбха-упанишада (Кришна Яджур-веда)

48. Теджобинду-упанишада (Кришна Яджур-веда)

49. Авадхута-упанишада (Кришна Яджур-веда)

50. Катхарудра-упанишада (Кришна Яджур-веда)

51. Вараха-упанишада (Кришна Яджур-веда)

52. Париврат-упанишада (Нарада-паривраджака-упанишада) (Атхарва-веда)

53. Парамахамса-паривраджака-упанишада (Атхарва-веда)

54. Парабрахма-упанишада (Атхарва-веда)

Йога Упанишады

55. Надабинду-упанишада (Риг-веда)

56. Йогачудамани-упанишада (Сама-веда)

57. Даршана-упанишада (Сама-веда)

58. Хамса-упанишада (Шукла Яджур-веда)

59. Тришикхи-упанишада (Шукла Яджур-веда)

60. Мандала-брахмана-упанишада (Шукла Яджур-веда)

61. Амритабинду-упанишада (Кришна Яджур-веда)

62. Амританада-упанишада (Кришна Яджур-веда)

63. Кшурика-упанишада (Кришна Яджур-веда)

64. Дхьяна-бинду-упанишада (Кришна Яджур-веда)

65. Брахмавидья-упанишада (Кришна Яджур-веда)

66. Йога-таттва-упанишада (Кришна Яджур-веда)

67. Йогашикха-упанишада (Кришна Яджур-веда)

68. Йогакундалини-упанишада (Кришна Яджур-веда)

69. Шандилья-упанишада (Атхарва-веда)

70. Пашупата-упанишада (Атхарва-веда)

71. Махавакья-упанишада (Атхарва-веда)

Вайшнава Упанишады

72. Васудева-упанишада (Сама-веда)

73. Авьякта-упанишада (Сама-веда)

74. Тарасара-упанишада(Шукла Яджур-веда)

75. Нараяна-упанишада (Кришна Яджур-веда)

76. Кали-сантарана-упанишада (Кали-упанишада) (Кришна Яджур-веда)

77. Нрисимхатапани-упанишада (Атхарва-веда)

78. Маханараяна-упанишада (Атхарва-веда)

79. Рамарахасья-упанишада (Атхарва-веда)

80. Раматапани-упанишада (Атхарва-веда)

81. Гопалатапани-упанишада (Атхарва-веда)

82. Кришна-упанишада (Атхарва-веда)

83. Хаягрива-упанишада (Атхарва-веда)

84. Даттатрея-упанишада (Атхарва-веда)

85. Гаруда-упанишада (Атхарва-веда)

Шайва Упанишады

86. Акшамалика-упанишада (Малика-упанишада) (Риг-веда)

87. Рудракша-упанишада (Сама-веда)

88. Джабала-упанишада (Сама-веда)

89. Кайвалья-упанишада (Кришна Яджур-веда)

90. Калагнирудра-упанишада (Кришна Яджур-веда)

91. Дакшинамурти-упанишада (Кришна Яджур-веда)

92. Рудрахридая-упанишада (Кришна Яджур-веда)

93. Панчабрахма-упанишада (Кришна Яджур-веда)

94. Шира-упанишада (Атхарва-веда)

95. Атхарва-шикха-упанишада (Атхарва-веда)

96. Брихаджабила-упанишада (Атхарва-веда)

97. Шарабха-упанишада (Атхарва-веда)

98. Бхасма-упанишада (Атхарва-веда)

99. Ганапати-упанишада (Атхарва-веда)

Шакта Упанишады

100. Трипура-упанишада (Риг-веда)

101. Саубхагья-упанишада (Риг-веда)

102. Бахврича-упанишада (Риг-веда)

103. Сарасватирахасья-упанишада (Кришна Яджур-веда)

104. Сита-упанишада (Атхарва-веда)

105. Аннапурна-упанишада (Атхарва-веда)

106. Деви-упанишада (Атхарва-веда)

107. Трипуратапани-упанишада (Атхарва-веда)

108. Бхавана-упанишада (Атхарва-веда)

Неканонические Упанишады:

1. Майтри Упанишада

2. Брахмабинду упанишад

3. Ваджрасучика упанишад

4. Чхалгея Упанишад